История кофе

1. Эфиопия – родина кофе

Родиной кофе во всем мире считают гористую местность Центральной и Южной Эфиопии. Подтверждением этому служит открытие ботаника Рота. Он в 1843 году в южноэфиопских районах Кэфа, Иллубабор, Уоллега открыл дикорастущий кофе арабика, распространенный по руслам мелких речек на высоте до 2000 метров над уровнем моря. По одной из версий, название горной местности Кэфа, где до сих пор сохранились дикие лесные заросли аравийского кофе, и дало имя кофейному дереву. Эфиопия является единственной страной в мире, где кофе произрастает в диком виде.

2. Как кофе попал в Йемен

На догадках и предположениях строится ответ на вопрос: как и когда кофе попал через Красное море в Йемен, с которым и связана вся история происхождения кофе как напитка. В первые века нашей эры на территории Северной Эфиопии образовалось царство Аксум. В IV-VI веках оно достигло расцвета и распространило свою гегемонию на многие земли, в том числе и на Южную Аравию. Аксумское царство распалось лишь в первой половине XI века. За тысячилетнюю историю существования царства отмечены тесные торговые, хозяйственные и политические связи между народами, населявшими Эфиопское нагорье и Аравийский полуостров. Более того, одно из эфиопских племен переселилось в Южный Йемен. Поэтому нет ничего удивительного в том, что кофе оказался завезенным в Йемен. Хотя, есть предположение, что кофе завезен в Аравию черными суданскими рабами, которых доставляли через территорию Эфиопии.

3. Превращение кофе в напиток

Когда кофе еще не был напитком некоторые эфиопские племена, а так же берберы уже употребляли его. Спелые кофейные зерна давили, смешивали с жиром животных и скатывали в круглые шарики. Это была пища, обладавшая возбуждающими свойствами. Она помогала выжить в тяжелых природных условиях. Более развитые эфиопские племена делали вино из забродившей пульпы кофейных ягод. Этот напиток назывался кавах (kawah), что дословно означает – «настой, мешающий заснуть». Возможно, от этого слова и произошло современное название «кофе». Вполне естественно, что арабские кочевники, пересекавшие Эфиопию, узнали от местных племен о возбуждающих свойствах кофе. Прежде всего, они научились изготовлять из зерен кофе и жира шарики – простейшую дорожную еду, поддерживая ею себя во время постоянных переходов по пустыне. Исходя из вышеизложенного, можно предположить, что первоначально кофе использовали как продукт питания, а готовить из него напиток стали намного позже. Самый первый напиток на основе плодов кофе получали, вымачивая их в воде в не измельченном виде. Впоследствии их стали прокаливать на открытом огне и варить в воде в течение 30 минут, получая соломенно-желтый отвар. К 1000 году кофе все еще употребляли в виде довольно грубого отвара, приготовленного из сырых зерен и плодов. Лишь начиная с XIII века, кофейные зерна стали предварительно высушивать на солнце. Обработанный таким образом продукт можно было долго хранить, а напиток, получаемый из него, был более вкусным. Впоследствии к этой технологии добавился лишь один этап – обжаривание высушенных плодов на древесных углях.

4. Йемен – колыбель культурного кофе

Настоящая история кофе начинается с «одомашнивания» в Йемене кофейного дерева. Это произошло, скорее всего, в то время когда Йемен был в 575 году захвачен Аксумским государством. Эфиопские переселенцы могли приступить к выращиванию кофейных деревьев именно в этот период. Так это было или иначе доподлинно не известно, однако все повествования связывают открытие кофейного дерева и напитка именно с Йеменом. Авторитетный востоковед О.Г. Герасимов утверждает, что арабы используют еще одно, поэтическое название кофе – «бинт аль Йаман», которое переводится как «дочь Йемена». Одно из самых ранних письменных упоминаний о кофе содержится в арабском манускрипте № 944, хранящемся во французской Национальной библиотеке. Шехабеддин Бен, арабский автор XV столетия, рассказывает о своем современнике Гемаледдине, муфтии йеменского города Аден, который ездил в Персию. Во время пребывания там он обратил внимание на своих соплеменников, варивших и пивших кофе, которому он раньше не придавал значения. Кстати, это подтверждает версию о том, что кофе был впервые по достоинству оценен в Персии, где из него научились делать напиток, а потом уже он с востока проник в Йемен, где и получил широкую известность. Вернувшись в Аден и почувствовав недомогание, Гемаледдин вспомнил о кофе и решил попробовать этот напиток, который не только помог ему вылечиться, но и укрепил силы. Последнее качество Гемаледдин оценил особо, так как оно помогало в ночных, религиозных бдениях. Авторитет и рекомендации муфтия способствовали распространению напитка, который вскоре стали пить не только дервиши, но и ремесленники, купцы и другие жители города. Людям настолько понравился этот напиток, что они отказывались от ката, жевать который у них вошло в привычку. Кат – это кустарник. Йеменцы жуют его листья, испытывая при этом удовольствие от дурманящего ощущения и подъема сил

5. Кофе становится напитком всех арабов

Таким образом, став популярной в Адене, привычка населения пить кофе быстро распространилась на соседние города и достигла Мекки. Здесь кофе также сначала использовался дервишами при религиозных церемониях, но затем вошел в жизнь всех горожан. Священной столицы мусульманского мира кофе достиг около 1470 года. Жителям Мекки настолько полюбился новый напиток, что они стали потреблять его не только из религиозных соображений. Именно в Мекке были открыты первые кофейни, где посетителям предлагался не только любимый напиток, но и возможность развлечься, хорошо провести время. В них можно было петь, танцевать, слушать музыку, играть в различные, азартные игры, в том числе и на деньги. Естественно, что такая степень свободы жителей и царившая в кофейнях непринужденная атмосфера вызывали тревогу и беспокойство у твердых и последовательных мусульман, более того, пугали их. А в это время обычай пить кофе и приятно проводить время в кофейнях быстро распространился в другие арабские города, прежде всего в Медину, а затем в 1510 году в Каир. Этому способствовало то обстоятельство, что в отдельном квартале египетской столицы проживали йеменские дервиши, широко употреблявшие кофе во время ночных бдений. Они хранили кофейные зерна в большом красном глиняном сосуде и получали чашечки с напитком из рук их наставника, который самолично его заваривал. Обычай пить кофе вскоре был подхвачен многими жителями этого огромного арабского города. Однако ортодоксальные мусульмане, возмущенные массовым распространением кофеен, начали резко критиковать их за то, что они якобы являются непристойными местами, отвлекающими правоверных от служения Аллаху. Кроме того, арабы считали и называли кофе вином, а это противоречило требованиям ислама, запрещающего употребление алкоголя. И вот в 1511 году в Мекке среди высших исламских законоверов-богословов разгорелись споры о целесообразности употребления кофе. Его противники жаловались на то, что кофейни полны народа, в то время как мечети пустуют, так как арабы за чашкой кофе подчас пропускают обеденные и вечерние молитвы во славу Аллаха. Поэтому они называли напиток даже более греховным, чем вино. Свои доводы духовенство обосновывало также и тем, что обжаренный кофе это разновидность угля, а по исламскому закону уголь использовать запрещено. И сторонники, и противники напитка не пришли к какому либо решению о его дальнейшей судьбе. Однако яростный кофененавистник – наместник египетского султана в Мекке Хайр-бек, – основываясь на постулатах Корана, приказал закрыть кофейни и арестовать посетителей, употребляющих «черное африканское зелье». Весть об этом быстро разлетелась по мусульманским странам. Между тем, привычка пить кофе настолько укоренилась, что жители продолжали нарушать запрет и употреблять его дома. Видя, что справиться с этим невозможно, власти приняли решение ослабить запрет и позволить людям пить кофе, но не публично, а в специальных местах и заплатив налог. Так, мало-помалу, запрет на кофе был преодолен, а кофейни оказались восстановленными. Сам напиток и атмосфера, царившая в кофейнях, оказались слишком любимы народом, чтобы можно было от них избавиться одним указом. Став популярным, кофе вошел и в жилища людей. Арабский обычай пить кофе превратился в тонкую и изощренную церемонию.

6. Приход кофе в Европу

7. Кофе завоевывает весь мир

8. Кофе в России

1665 год принято считать датой появления кофе в России. Именно в этом году придворный лекарь Самюэль Коллинс прописал царю Алексею Михайловичу рецепт: «Вареное кофе, персиянами и турками знаемое, и обычное после обеда, изрядное есть лекарство против надмений, насморков и главоболений…» По мнению специалистов, в Россию кофе шел по двум направлениям: с Запада и с Востока. В начале XVII века у Российского государства были обширные торговые связи со странами Ближнего и Среднего востока, где кофе уже давно был распространенным напитком. Однако продвижение кофе в России шло медленно, виной тому – религиозные предрассудки: считалось, что он дурманит разум. Большой вклад в дело распространения кофе внес Петр I. Он очень часто бывал в Голландии, у амстердамского бургомистра Николая Витсена, известного в то время предпринимателя и кофе торговца. Именно в Голландии Петр I и пристрастился к этому напитку, а по возвращению в Россию ввел его в обычай на своих ассамблеях. По распоряжению Петра I кофе угощали даже при входе в кунсткамеру. Дело Петра продолжила Анна Ионовна. В 1740 году в числе увеселительных заведений она велела открыть и кофейный дом. Рассказы о кофе и способах его приготовления все чаще появлялись в печатных изданиях того времени. Еще одним толчком в развитии кофе явилось пребывание русских офицеров во Франции во время войны 1812 года. Там они обзавелись привычкой пить кофе, которая достаточно прочно вошла в великосветские гостиные столицы. Кофе стал продаваться в кондитерских, в столице открылись кофейни. В Москве и Петербурге начали появляться первые литературные кофейни. Со временем появились и общества по распространению кофе. Любовь к кофе была настолько велика, что были времена, когда переваривали кофейную гущу. Считалось, что этот напиток гораздо вкуснее самого кофе. В конце XIX века женская прислуга, поступая на работу, как правило, оговаривала кофейное довольствие. Мало того, горничные и кухарки, ежедневно употребляя хозяйский кофе, желали получать еще и зерно, по фунту в месяц. В мае 1884 года в Петербурге открылась международная выставка садоводства. На ней желающие могли научиться искусству обжарки кофе и приготовлению этого напитка. Бразилия получила почетный диплом Российского общества садоводов и огородничества. После этой выставки спрос на кофе возрос, что повлекло за собой увеличение импорта. В 1884 году импорт кофе составил 508 тыс. пудов, в 1901 – 569, а в канун Первой мировой войны – 772 тыс. пудов. Интерес к кофе не пропал и сегодня. В России практически не осталось людей, которые хотя бы раз в жизни не попробовали этот напиток.